В преддверии Дня ВМФ состоялась встреча с настоящим «морским дьяволом» — старшим матросом Тихоокеанского флота Александром Батаковым.
И оказалось, что атлетического телосложения мужчина, который пришел в редакцию, служил водолазом-разведчиком в морском спецназе.
СПОРТ НАМ ПОМОЖЕТ…
— Я всегда хотел в армию, но в хорошие войска. Хотя, службу не выбирают. Приходишь в военкомат, проходишь медкомиссию. У тебя, конечно, спрашивают желание, но оно не всегда совпадает с действительностью. Меня сразу приписали на флот. И я ждал с нетерпением повестку, которая пришла 14 июня 1994 года,- рассказывает Александр.
Он учился в шк. № 15, занимался спортом.
— Всё было рядом — и Дом спорта, и школа. С детства, как многие ребята в поселке, занимался плаванием, играл в футбол и хоккей. А после 9 класса с друзьями ринулся в секцию восточных единоборств — на Северном была секция каратэ. Каратэ и бокс, которым я тоже увлекался, привели меня в морской спецназ.
Он стал одним из «морских дьяволов» в спецназе ВМФ. Но сначала была Пермь и очередная медицинская комиссия. И команда из ста человек, которую привезли во Владивосток.
— Во Владивостоке нас снова ждала медкомиссия, ведь основной критерий на флоте — это здоровье, а также образование. В советские времена на флот брали с техникумом. Ну, а среднее — это обязательно, без него в морфлот вообще не попадешь. Конечно, есть на флоте и стройбат, но если хочешь в нормальных войсках служить — с законом должен дружить,- рифмует Александр.
«РУССКИЙ»
Учитывая приверженность к спорту, ему предложили морской спецназ.
— С парашютом прыгать, под водой плавать — романтика! У меня дыхание спёрло. Я с удовольствием согласился и радости моей не было предела. Правда не знал, что за эту радость придется море пота пролить, хотя предупреждали: «Ребята, смотрите, оттуда бегут!»,- шутит Александр.
В результате паром доставил на знаменитый остров «Русский» 35 решительных парней. Тогда ребята увидели военные корабли на причале в бухте «Золотой рог». На «Русском» их встретила машина, а в части их сразу кинули на ринг. На спарринг…
Весь курс молодого бойца проходил в части. И через полгода из 35 человек осталось только девять, и Александр в том числе. Хотя из всех спецназовцев он был не самого высокого роста, и не самого крупного телосложения.
— В спецназе отсеивались. Методы отбора — жесткие. Ведь ты не просто в армию пришел, а в морской спецназ. Это — элита, здесь должны оставаться самые лучшие. Ну, а те, кто не выдерживал, переводились в техроты,- улыбается Александр.
В роте водолазов-разведчиков, где служил Батаков, основными задачами были разведка в глубоком тылу противника, как на суше так и на море, вывод из строя вражеских кораблей, подводных лодок на рейде, уничтожение прибрежных баз, заброска в тыл противника по суше, ведение разведывательно-диверсионной службы и создание партизанских отрядов в тылу противника.
— Наш командир говорил: «В любое время, в любом месте, любые задачи должны выполнять!» И мы выполняли. Через год после всех испытаний я не чувствовал ни боли, ни страха,- говорит Александр. «Потому что — русский!»,— с гордостью отмечаю я…
Лариса ШИЛИНГОВСКАЯ.
PS. Впервые держу в руках настоящую бескозырку Тихоокеанского флота. Овеянная штормовыми солеными ветрами могучего океана, она — его гордость и его знамя… И, принимая из моих рук головной убор моряка, Александр с нежностью погладил черные ленточки бескозырки, как незабвенную память о службе в спецназе, в военно морском флоте страны.