Губахинский союз ветеранов боевых действий и военной службы

Местная общественная организация г. Губаха, Пермский край

320 лет военно-морскому флоту России …

Российскому флоту 320 лет. Эту славную дату нашей истории люди, чьи судьбы, так или иначе, связаны с морской службой, с кораблестроением и с морем, встречают с разными чувствами. Здесь и гордость за великую, героическую летопись флота и тревога за его настоящее и будущее.

 

И пускай три полоски на гюйсах матросов, в честь трех великих побед российского флота, это всего лишь красивая легенда, сегодня в честь юбилейной даты мне хотелось бы вспомнить все те славные успехи русского морского воинства.

И начнем, пожалуй, с выражения англичанина Фрейда Джейна, который в своей книге, выпущенной в Лондоне в далеком 1904 году под названием «Императорский российский флот. Его прошлое, настоящее и будущее», так вот в ней он писал: «Русский флот может претендовать на более древнее происхождение, чем британский флот. За сто лет до того, как Альфред Великий построил первые английские военные корабли, русские уже бились в отчаянных морских битвах, и тысячу лет тому назад лучшими моряками своего времени считались русские». Примечателен так же тот факт, что на итальянских картах вплоть до 16 века Чёрное море называлось Русским.

Первая попытка создать регулярный военный флот была предпринята для охраны русского судоходства на Балтийском море при Иване Грозном. В 1570 году была сформирована флотилия из шести кораблей, которая, просуществовав недолго, успела захватить два десятка польских и шведских каперских судов.

В 1667 году с соизволения царя Алексея Михайловича (Тишайшего) был построен первый русский морской военный корабль «Орёл».

20 октября 1696 года Боярская Дума — тогда высший совещательный орган государства — вынесла судьбоносное решение: «Морским судам быть». Эту дату и принято считать днём рождения русского регулярного военно-морского флота.

27 июля 1714 года у мыса Гангут на Балтике большой русский галерный флот наголову разбил шведскую эскадру. Русскими командовал лично император Пётр 1. Из брёвен была устроена «переволока», по которой несколько галер перетащили через узкую часть полуострова для отвлечения внимания противника. Шведы, перегруппировав свои суда, открыли проход мимо мыса. Погода благоприятствовала гребному флоту России. Из-за штиля линейные парусные суда шведов были почти неподвижны. Русские моряки смело вступили в бой с прекрасно вооружённой эскадрой, открывшей бешеный артиллерийский огонь. Две атаки против шведского центра были отбиты, но русские продолжали атаковать. Их галеры и скампавеи отважно шли на абордаж. Гангутская победа открыла первую страницу в книге славных побед флота российского.

23 июня 1773 года в морском бою у Балаклавы два русских корабля «Карона» и «Таганрог», вооружённые тридцатью двумя пушками, разгромили турецкий флот, составленный из двух больших кораблей по пятьдесят две пушки в каждом и двух шебек с пятьюдесятью пушками. Русскими командовал капитан 1 ранга Иоганн Генрих Ван-Кинсберген.

8 октября 1827 года русско-англо-французский флот разгромил в Наваринской бухте турецко-египетский флот, что способствовало победе Греческой национально-освободительной революции. В Наваринском сражении на корабле «Азов», под командованием адмирала Лазарева, боевое крещение приняли лучшие в последствии русские флотоводцы — лейтенант Нахимов, мичман Корнилов и гардемарин Истомин. «Азов» сражался с несколькими турецкими и египетскими судами и от его метких выстрелов взлетел на воздух флагманский корабль египетской эскадры, затонули два фрегата и корвет, уничтожен флагманский корабль тунисского адмирала, посажен на мель и зажжён восьмидесятипушечный турецкий корабль.

14 мая 1829 года восемнадцатипушечный бриг «Меркурий» под командованием капитана-лейтенанта Александра Ивановича Казарского встретил 18 турецких кораблей. Восемнадцать! То есть на каждую пушку русского брига приходилось по одному кораблю противника. «Меркурий» попытался уйти, но был настигнут двумя линейными кораблями, на одном из которых находился командующий турецким флотом, а на другом — один из его адмиралов. Турки уже потирали руки от предчувствия лёгкой добычи. Но на военном совете офицеров брига было принято, казалось бы, безрассудное решение: принять бой, в крайнем случае, взорвать корабль, но не посрамить чести русского флота. Турецкие корабли с двух сторон почти в упор из десятков крупнокалиберных пушек расстреливали маленький бриг, отвечавший метким огнём. Искусно маневрируя, Казарский вывел корабль из-под обстрела. Турки, не заметив это, продолжали некоторое время палить друг в друга. В течение 4 часов длился бой. Противник, получив серьёзные повреждения, вынужден был отступить.

18 ноября 1853 года Первая турецкая эскадра адмирала Осман-паши в составе семи фрегатов, шлюпа, двух корветов и двух больших пароходов, стоявших на рейде порта Синоп под прикрытием шести шестиорудийных батарей, была разгромлена вице-адмиралом Нахимовым. Осман-паша взят в плен. Прошло всего сорок минут с начала боя, а половина турецкого флота — четыре фрегата и корвет, сражаясь против только двух русских кораблей, погибла. Русские моряки проявляли чудеса мужества и героизма. Мичман Колокольцев спас от неминуемой гибели фрегат «Ростислав», погасив горящий кожух у пороховых зарядов. Флагманский корабль русских «Императрица Мария» получил до шести десятков пробоин, причём несколько из низ подводных, но продолжал вести бой. Командиру корабля капитану 2 ранга Барановскому обломком мачты перебило обе ноги, но он не покинул мостик. Сильно пострадал другой русский корабль «Три святителя», но он тоже продолжал битву. Турки, расстреливаемые метким огнём русского флота, предпочитали, спасая себя, выбрасывать свои горящие суда на берег. Неприятельский флот и вся береговая артиллерия были уничтожены полностью. Погибло свыше трёх тысяч турецких моряков, а русские потеряли тридцать семь человек убитыми и двести тридцать пять ранеными.

27 января 1904 года в корейской бухте Чемульпо четырнадцать новейших, прекрасно вооружённых японских кораблей блокировали русский крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». На предложение сдаться моряки, во главе с капитаном 1 ранга Всеволодом Фёдоровичем Рудневым, ответили: «Русские моряки не сдаются!» «Варяг» принял неравный бой. Не было придела мужеству моряков флота российского. Затонул от залпов орудий «Варяга» японский миноносец, вышли из боя два сильно повреждённых крейсера, в том числе флагман «Асама». В этом сражении, кроме всего прочего, проявилась лучшие качества русского человека: мужество, долг, честь. Так, например, в пылу битвы канонир Зиновьев заметил, что от огня загорелся развивавшийся на гафеле Андреевский флаг. Не раздумывая ни секунды, Зиновьев бросился на мачту и под сплошным огнём неприятеля заменил святыню. Но слишком неравны были силы. Руднев и экипаж принимают решение затопить крейсер, но не сдать его врагу. «Кореец» был взорван своим экипажем.

Была в истории русского флота и вот такая чёрная, трагическая и, вместе с тем, героическая страница в истории российского флота. 14–15 мая 1905 года у японского острова Цусима погибли 2 и 3 Тихоокеанские эскадры вице-адмирала Рожественского. Во Владивосток с боем прорвались только миноносцы «Грозный» и «Бравый», а также крейсер 2 ранга «Алмаз». Нескольким кораблям удалось укрыться в нейтральных портах. Так, в Манильскую бухту ушли крейсеры 1 ранга «Олег» и легендарная в последующем «Аврора», крейсер 2 ранга «Жемчуг» и буксирный пароход «Свирь». В Шанхай добрался эсминец «Бодрый». Ещё несколько кораблей, не принимавших участие в сражении, вернулись в Кронштадт. На дне океана, возле Цусимы нашли покой почти тридцать русских кораблей. Их честь не запятнана. Они не спустили флаги перед врагом. Русские моряки бились отчаянно.

После того, как флагманский корабль «Суворов» покинули штабисты – пять офицеров во главе с Рожественским, корабль принял бой одним единственным уцелевшим орудием против тринадцати японских кораблей. Полчаса подряд японцы уничтожали наш броненосец, невольно восхищённые мужеством экипажа и непотопляемостью судна. После гибели броненосца японцы обрыскали место, где он затонул. Ни единого спасшегося. Из девятисот человек экипажа гвардейского броненосца «Александр 3» не осталось в живых ни одного, из девятисот человек с броненосца «Бородино» спасся только один — Семён Ющин, георгиевский кавалер. «Бородино», объятый пламенем, весь день возглавлял гибнущую, но сражающуюся эскадру. Японцам дорого досталась победа. Броненосец «Микаса», на котором держал флаг командующий эскадрой адмирал Того, получил более тридцати наших крупных снарядов. У него были пробиты трубы, повреждено много орудий, разбиты казематы. На нём насчитывалось убитыми и ранеными шесть офицеров и сто шесть нижних чинов. Крейсер «Нанива» получил пробоину у ватерлинии и вышел из строя. Крейсер «Касаги», которому снарядом пробило борт ниже ватерлинии, вынужден был, «ввиду большой прибыли воды», уйти в залив Абурадани. Все эти три корабля были бы безусловно потоплены, если бы Россия использовала в то время полноценные снаряды. Серьёзные повреждения были также у броненосцев «Сикисима», «Фудзи» и «Асахи». Пострадали в бою семь японских крейсеров. Авизо «Чихая» получил от русского снаряда течь в угольной яме и удалился с поля боя. Около двух десятков истребителей и миноносцев были настолько повреждены, что некоторые из них выбыли из боя, а три затонули.

Цусима — вечный позор бездарному командованию.

Цусима — вечная слава погибшим морякам!

Ещё одна славная страница в истории военного флота России это Великая отечественная война. Но здесь сложно описать все победы и сражения в двух словах. Наверно если только написать отдельную многостраничную статью. Ведь не возможно не упомянуть и сотни проведенных конвоев, и оборону Севастополя, сражения моряков, как на кораблях, так и участие в сухопутных операциях. А сколько кораблей противника было пущено на дно славными моряками подводниками.

Ну и заканчивая своё повествование, мне хотелось бы отметить роль Военно-морского флота уже в послевоенный период. Флот в эти года очень бурно развивался. Входили в строй уже более современные не только дизельные, но и атомные подводные лодки. Строились новые крейсера и эсминцы, большие противолодочные корабли и корабли десанта, конечно же, авианесущие корабли. Не забывали и про вспомогательные суда и плавгоспитали. Жаль, что очень много из них мы потеряли уже при современной России.

У Российского флота славная, богатая подвигами и победами история. Сейчас я обращаюсь к молодёжи, как бы пафосно не звучали мои слова, они честны и искренны. Наши прадеды, деды и отцы с честью несли звание русского моряка, звание столь же высокое, как Андреевский флаг на гафеле боевого корабля. Это звание не купишь, не приобретёшь через Интернет. Стать моряком не просто. Но если с детства снятся тебе якоря, если в шелесте ветра чудятся тебе иногда крики чаек, скрип снастей и гул надутых парусов, если судьба флота Российского для тебя не просто красивая иллюстрация всеобщей истории, а предмет личной гордости, значит, есть у тебя шанс. Не бойся воспользоваться этим шансом.

          

В октябре 2016 года мы будем отмечать 320-ю годовщину нашего флота. Очень хочется верить, что в эти дни в каждой российской душе явственно отзовутся давние слова: «Морскому флоту быть!»

Ещё раз хочу всех моряков Губахи и Пермского края поздравить с этим прекрасным Юбилеем, пожелать всем крепкого здоровья, успехов в трудах и начинаниях, счастья, любви и финансовой независимости.

 

Добавить комментарий

Если хотите подписаться на новые комментарии, укажите свой e-mail


Защитный код
Обновить

Ближайшие праздники

Наверх