Каких только сейчас в современное время нет разновидностей парашюта. Это и десантные парашюты и грузовые, тормозные парашюты, применяемые для остановки самолетов и машин
А сколько людей увлечено видами спорта связанными с парашютом и не только спортом, сколько профессий сейчас, где парашют является не заменимым атрибутом. Ну и конечно же применение парашюта в вооруженных силах стран всего мира.
Если попытаться описать все, где парашют упоминается, мне наверно придется на месяц, а то и больше засесть за стол, да и то навряд ли получится, что ни будь все равно упущу.
Ну уж коли взялся писать, то назад пути нет. Начнем. И начнем, что будет правильней всего с истории создания парашюта.
А история эта уходит в далекие времена, времена самого Леонардо Давинчи.
Хотя, по правде сказать, ещё за долго до него люди пытались спускаться с башен, деревьев, скал с помощью различных приспособлений, похожих на зонтики. Часто такие прыжки кончались увечьем или даже смертью, потому что никто не знал законов сопротивления воздуха, а чутье часто подводило. Так в чем же заслуга Леонардо да Винчи при создании парашюта. А в том, что он первый указал на самые выгодные размеры парашюта. В его рукописи, 1495 года упоминается о безопасном спуске с высоты с помощью «палатки» из накрахмаленного полотна размером 12×12 локтей. Если учесть, что средневековая мера длины — локоть — равнялась в различных странах от 50 до 60 сантиметрам, то действительно, такое приспособление обеспечивало безопасный спуск человека с любой высоты, ибо диаметр современных парашютов тоже не превышает
Но всё это пока было либо на бумаге, либо на опытах безумцев. Практическое же применение парашютов началось в XVIII веке, при освоении полётов на воздушных шарах.
Вообще, исходя из энциклопедических источников, изобретателем парашюта принято считать хорвата Фауста Вранчича. Он в 1597 году прыгнул с колокольной башни высотой 87 метров. За этим прыжком наблюдала вся рыночная площадь в Братиславе.
Но все же настоящие массовые практические опыты с парашютом, как я уже писал, начались в XVIII веке. Так 26 декабря 1783 года французский физик Луи Себастьян Ленорман прыгнул с башни Монпелье на изобретенном им парашюте. Вид парашюта представлял из себя большой зонтик с деревянной рамой, обтянутой льняной прорезиненной тканью. Так же и название парашюту дал именно Луи.
Чуть позже к опытам с парашютом присоединяется ещё один француз Жан Пьер Бланшар. Но Жан подстраховываясь, зная всю опасность экспериментов, сам прыгать, не стал, а воспользовался помощью братьев наших меньших и 3 октября 1785 года он смело с балкона спустил сначала кошку, а затем не менее отважно, но уже 23 августа 1786 года с парашютом была спущена овца. Эти эксперименты вызывали большой интерес у зевак, тем более, что заканчивались они, слава Богу, для животных успешно. Проводя их, Жан понял, что если сделать парашют подходящих размеров, то и человек может благополучно спуститься с высоты. Жан же и предложил использовать для парашютов шелковую ткань. И в 1793 году, когда воздушный шар Жана потерпел аварию, он сам благополучно приземлился на землю при помощи своего шелкового парашюта.
И далее французы не унимались. И вот уже 22 октября 1797 года француз, аэронавт, так тогда называли тех, кто летал на воздушных шарах, Андре Жак Гарнерен в Париже над парком Монсо производит прыжок со своего воздушного шара находящегося на высоте 2230 футов, переводя на современный отчет это порядка 680 метров, т.е. был совершен первый настоящий прыжок с парашютом. Присутствовавший на этом прыжке физик Лаланд, увидев как раскачивает парашют Гарнерена, предложил сделать небольшое отверстие в центре купола, чтобы воздух выходил через него. Гарнерен согласился и с тех пор на любом круглом парашюте есть полюсное отверстие.
В 1803 году
Чтоб не упустить всех исторических моментов, приходящихся на историю создания парашюта, необходимо отметить, что так же в начале прошлого века уроженка Германии, немка Кетэ Паулюс изобрела складной парашют. Так же она совершила множество прыжков и вошла в историю как одна из первых женщин-парашютисток.
Первый же прыжок с парашютом из самолета был совершен американским капитаном Альбертом Берри в штате Монтана 1 марта 1912 года. Берри выпрыгнул с высоты 600 метров и пролетев 160 метров в свободном падении раскрыл парашют и удачно приземлился на плацу своей части.
Ну, пожалуй, и хватит об иностранцах, тем паче, что в это время и в России кипели настоящие страсти в освоении парашютов собственной конструкции. Тем более, что это было кому изобретать. Имя этого изобретателя Глеб Евгеньевич Котельников. В 1911 Глеб Евгеньевич изобрел принципиально новый парашют типа РК-1, расшифровывается, как русский, Котельникова, модель 1.
В 1912 году он запатентовал этот парашют. Парашют Котельникова был компактен. Его купол изготовлен из шёлка, стропы разделялись на 2 группы и крепились к плечевым обхватам подвесной системы. Купол и стропы укладывались в деревянный, а позднее алюминиевый ранец. Но на этом неутомимый изобретатель и не думал останавливаться. После целого ряда усовершенствования, испытаний и практического применения парашюта РК-1 в 1923 году Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта РК-2. Позже появилась модель парашюта РК-3 с мягким ранцем, на который 4 июля 1924 года был получен патент за № 1607. В том же 1924 году Котельников изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг.
Не знаю, было ли какое то давление на Глеба Евгеньевича со стороны «новых властей», в 1926 году он передал все свои изобретения Советскому правительству.
26 июля 1930 года под Воронежем советские лётчики-парашютисты во главе с Б. Мухортовым впервые совершили серию прыжков с самолётов используя парашюты конструкции Глеба Евгеньевича Котельникова, с тех пор любители парашютизма отмечают неофициальный День парашютиста.
Наряду с ростом мастерства парашютистов, появлялись на свет и новые виды парашютов. В 1934 году конструктором Николаем Александровичем Лобановым была предложена новая форма купола парашюта, квадратная и плоская. А в 1935 году новый спортивно-тренировочный парашют с переменной скоростью снижения был принят в эксплуатацию.
Свою лепту в «парашютостроении» внесли и инженеры братья Доронины, впервые в мире они сконструировали автомат для раскрытия парашюта на заданной высоте.
Вот так потихоньку мы и дошли до наших времен. Конечно парашюты, где бы они не применялись, постоянно усовершенствуются. Вносятся изменения и в материал и в форму парашюта. Описать, как готовятся парашютисты, что ощущают во время прыжков, страшно прыгать или нет, я не могу, к сожалению не парашютист. Да и цель моей статьи была не про это. О парашютистах напишу по подробней когда пообщаюсь с нашими парашютистами, авторитетными в этом деле Игорем Бахаевым, прыгающим до сих пор и конечно же с уважаемым всеми ветераном Новопашиным Сергеем Павловичем.
Одно знаю точно, людей стремящихся ощутить радость полета, было предостаточно всегда, начиная с древних времен и по сей день. Мужества и смелости им не занимать. Что ж, будет, о чем написать в следующий раз.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи