Губахинский союз ветеранов боевых действий и военной службы

Местная общественная организация г. Губаха, Пермский край

Броня крепка и танки наши быстры…

Кто не помнит это легендарное выражение или может знаменитую песню из кинофильма «Трактористы» спетую Климом Ярко «Три танкиста, три веселых друга…». Что в те далекие времена, что сейчас танкисты и их боевые машины всегда были предметом вызывающие неподдельный интерес.

Танк История создания первых российских танков уходит далеко в начало прошлого века. Первое подразделение вооружённое боевыми бронированными машинами, с которого начинается история танковых войск, было создано в России аж 19 августа 1914 года. Конечно, это были по современным меркам далеко не совершенные машины, но выходя на поле битвы, эти монстры наводили такой ужас на неприятеля, что те обращались в бегство, забывая обо всем. Официальной же датой рождения танков принято считать 15 сентября 1916 года — в этот день впервые во время Первой мировой войны англичане применили в бою «Сухопутные броненосцы» — танки. Тот английский танк назывался Mark I. Чтобы доставить эти машины к полю боя незаметно, их спрятали в деревянные ящики, на которых сделали надпись «Tank», что в переводе с английского означает «бак», «резервуар». Естественно, ничего общего между танками и баками нет, но слово «танк» прижилось и приобрело новое значение.

Танк Т-34 Новый вид боевой техники безоговорочно был принят в армиях разных стран, т.к. давал безграничное преимущество в бою. Своё будущее развитие российский танк прошел уже в Советской России. Сормовский завод в 1920 году выпускает первый советский танк, названный «Борец за свободу тов. Ленин». Уже в 1930 году в СССР начат серийный выпуск танков для Армии. Это были быстроходные танки БТ-2. Надо сказать, что школа танкостроения в СССР тогда развивалась ударными темпами. И уже к началу войны танковые войска обладали не плохими по тем временам танками, это усовершенствованные БТ-5 и БТ-7, средний танк Т-28 и тяжелый танк Т-35. Был налажен выпуск и плавающих танков Т-38, Т-38 и Т-40. К началу 1940 года на вооружение был принят тяжелый танк КВ-1, расшифровывался как Клим Ворошилов, ну и наш легендарный танк Т-34. Правда первая тридцать четверка была не похожа на всеми нам узнаваемую по фильмам о войне бронемашину, ведь только в 1944 году после установки на неё новой 85-мм пушки, что привело к замене башни, мы её помним уже такой.

Так же во время войны подверглись модернизации и тяжелые танки, после которой были выпущены и поставлялись на фронт КВ-85 и ИС-2 с ИС-3, ИС расшифровывались как Иосиф Сталин. Это была грозная техника, по своим характеристикам превосходящая технику врага.

Развитие танкостроения в стране и по сей день находится в постоянном движении по пути усовершенствования данного вида вооружения. Современный танк серии Т-90 это лучший мировой образец в танкостроении, что подтверждается регулярными показами на выставках вооружения на разных выставочных площадках мира, в том числе и в Нижнем Тагиле, где производится данная боевая машина.

Современный российский танк

Забегая вперед, перед интервью, которое я взял у бывшего танкиста, хочу отметить, что День Танкиста был учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1946 года в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника в годы Великой Отечественной войны, а также за заслуги танкостроителей в оснащении Вооружённых Сил страны бронетанковой техникой. До 1980 года он отмечался 11 сентября, поскольку в этот день в 1944 году советские войска добились серьёзных успехов во время проведения Восточно-Карпатской операции. В 1980 году Указом Президиума Верховного Совета СССР была установлена текущая дата празднования второе воскресенье сентября. Профессиональный праздник День танкиста является одним из наиболее почитаемых праздничных дней в войсках. А некоторое время, в период с 1940-х по 1950-е годы, в крупных городах День танкиста даже отмечался торжественным продвижением танковых колонн по городу и салютом. В этом году праздновать этот День мы будем 9 сентября.

Ну вот как и писал чуть ранее обещанное интервью. А побеседовал я с Ломакиным Владимиром Ивановичем, работающим и сейчас в свои 63 года на КГРЭС-3 зам. начальника электроцеха.

Владимир Иванович в какие годы и где проходила Ваша служба?
В.И.: Служил я с ноября 1968 по декабрь 1970 года, в городе Йена ГДР в составе Группы Советских Войск в Германии сокращенно ГСВГ.

А на каких танках Вам приходилось служить или осваивать?
В.И.: Службу я начинал в учебной части, где осваивал мастерство механика-водителя среднего танка, в городе Дрезден на танке Т-55. Когда пришел в танковый полк, то продолжил службу на Т-62.

А в чем было разница между этими двумя танками?
В.И.: Ну во первых это даже внешне два различающихся танка. Но так как главным у танка в основном является огневая мощь, то скажу, что на Т-55 пушка была нарезная 105 мм, с инжектором на конце ствола, а у Т-62 пушка гладкоствольная 115 мм с инжектором по средине ствола. Двигатели одинаковые у обеих танков, дизель В 55, мощностью 580 л.с.

Какой у Вас был экипаж на танке?
В.И.: Экипаж состоял из 4 человек – командира танка, механика-водителя, наводчика и заряжающего. Сейчас на современных танках экипаж состоит из 3 человек, нет заряжающего всё производиться автоматически.

Как проходила Ваша служба?
В.И.: Ежегодно у нас проходили Дивизионные учения на Ордрувском полигоне. Если простые стрельбы мы выполняли «вкладышами» — 23 мм снарядами, то штатные стрельбы боевыми снарядами мы проходили на Магдебургском полигоне. Такие стрельбы «вкладышами» мы производили по несколько раз в месяц. Боевыми стреляли реже, как помнится раза 3 в год.

Вот Вы попали в механики-водители, а что до этого были трактористом или осваивали новую специальность уже в армии и как Вам давалось это освоение и тяжело ли управлять танком?
В.И.: Ну на гражданке трактористом я не был. Вождение танком осваивал уже в армии в учебной части, осваивалось легко. Что же касается управления танком, то могу сказать, что водить танк не сложнее, чем автомобилем. Также три педали, но назывались они так педаль сцепления – главный фрикцион, педаль тормоза – горный тормоз, ну а газ – педаль подачи топлива. Ну а вместо руля два рычага. Не знаю кому как, а мне давалось управление легко. Могу только добавить, что движение всегда начинали со 2-й передачи, а 1-й пользовались только при погрузке на ж/д платформы при переезде на полигоны.

А почему так?
В.И.: Если трогаться с 1-й передачи, то при переходе на 2-ю танк всё равно останавливается, 37 тонн массы о своём говорит, а надо поскорей начать движение. Ну, а при погрузке на платформу нужна минимальная скорость и осторожность, строгое выполнение команд ответственного за погрузку.

Как «высот» Вы добились проходя службу в танковых войсках?
В.И.: Закончил службу в звании сержанта, старший механик-водитель, специалист 2 класса. За отличную службу был отмечен знаком «Отличник СА» и краткосрочным отпуском домой. А вообще служить мне нравилось. Управлять такой махиной доставляло мне массу удовольствия. Ребята, служившие со мной, были со всего Союза, жили дружно одной большой семьёй. Ни о какой дедовщине и речи быть не могло. Правда в увольнения нас не отпускали, все таки служба за границей о себе говорила. Были выезды все ротой на посещения Дрезденской галереи, коц. лагеря «Бухенвальд», ну и по осени выезжали на помощь немцам в уборке урожая.

Ну и на последок, что бы Вы Владимир Иванович пожелали всем танкистам служащим сейчас и служивших ранее, а может и будущим танкистам в этот праздник?
В.И.: Хочу пожелать всем крепкого здоровья, нашего уральского, кто служит сейчас, тем успехов в освоении новой техники и спокойной службы в их нелегком ратном деле, а также благополучия их семьям, родителям, детям и близким. С праздником всех.

Беседа наша с Владимиром Ивановичем была долгой, всё не напишешь. Видно было его горящие глаза во время воспоминаний о службе. И не скрываемую гордость за службу в танковых войсках. Посмотрели его дембельский альбом, несколько фотографии из которого я привожу ниже. И на одной из них была надпись, написанная ещё в годы службы:
Надеемся только на пушку мы,
На руку друга, на крепость брони.
И молимся, чтобы машина не подвела.

С праздником Танкисты!!!

Добавить комментарий

Если хотите подписаться на новые комментарии, укажите свой e-mail


Защитный код
Обновить

Ближайшие праздники

Наверх