Карта ввода войск в Афганистан
Если возвращаться в уже достаточно давние времена конца 70-х, и как то провести анализ тех событий, касающихся ввода Советских войск в Афганистан, то надо отметить, что изначально первой реакцией советского руководства была отправка нескольких тысяч военных советников в Афганистан. Одновременно Тараки было предложено убрать Амина, которого советское руководство не без оснований подозревало в связях с ЦРУ.
Но Амин реагировал быстрее. 14 сентября 1979г. он штурмовал президентский дворец. Тараки был тяжело ранен и умер 17 сентября. Начались приготовления к советскому вторжению в Афганистан. Расположенные в среднеазиатских республиках дивизии были пополнены и усилены, в основном узбеками и туркменами. В то же время советское руководство пыталось убедить Амина ко дню вступления советских войск уступить власть Бабраку Кармалю, однако Амин категорически этому воспротивился.
Советское вторжение было проведено по образцу вторжения в Чехословакию в 1968г. Первыми высадились 24 декабря 1979г. на аэродроме Баграм, в 50 км к северу от Кабула, части 105-ой гвардейской воздушно–десантной дивизии. Одновременно советские «советники» нейтрализовали афганские части: под предлогом замены вооружения были приведены в небоеспособное состояния афганские танки, блокированы линии связи, а руководящий состав афганской армии собран на праздник с сопровождающим его застольем. 25 и 26 декабря вся 105-я дивизия прибыла в Баграм при помощи транспортных самолетов Ил – 76, Ан – 22, и Ан – 12.Время и дата начала сухопутного ввода войск — 15.00. 25 декабря 1979 г. Две дивизии (108 и 201 мсд) следовали из района г. Термез своим ходом в Кабул и Кундуз соответственно. Одна дивизия из района Кушка — в Герат, Шинданд и Кандагар; один полк в Файзабад (через Хорог).
Критическим днем было 27 декабря 1979г. В то время, как части высадившейся 105-й дивизии въезжали на своих БМД в Кабул и занимали узловые стратегические точки, другие части окружили дворец Даруломан южнее Кабула. За несколько дней до этого генерал-лейтенант Папутин, находившийся в Афганистане, под предлогом безопасности посоветовал Амину переехать туда. Папутин пытался уговорить Амина, официально обратиться к СССР за военной помощью на основании заключенного в декабре 1978г. договора и подать в отставку в пользу Кармаля. Амин воспротивился этому.
После этого «Альфа» штурмовала дворец и убила Амина. Таким образом, официальный призыв о помощи так и не состоялся. С этого момента сценарий стал все резче отличаться от чешского. Кармаль во всех отношениях был просто советской марионеткой. Несмотря на реформы и на освобождение большого числа заключенных, население не поддерживало Б. Кармаля. Наоборот, привыкшие бороться против захватчиков, стало ненавидеть его.
Одновременно с высадкой 105-й воздушно–десантной дивизии в Афганистан вступили через Кушку и через другие пограничные пункты 357-ая и 66-ая мотострелковые дивизии. Они заняли Герат и Фарах на западе. В то же время 360-ая и 201-ая мотострелковые дивизии, выступив через Термез, переправились через Аму–Дарью и продвигались в сторону Кабула. Танки этих дивизий перевозились на седельных тягачах. В феврале 1980 г. контингент советских войск в Афганистане достиг 58.000 человек, а в середине 1980г. в Афганистан были введены дополнительно 16-ая и 54-ая мотострелковые дивизии. Кроме того, на севере Афганистана была создана 100-километровая зона безопасности вдоль советско-афганской границы, где выполняли свои задачи мотоманевренные и десантно-штурмовые группы (ММГ и ДШМГ) погранвойск КГБ СССР.
В 1981г. 357-ая дивизия была заменена 346-ой дивизией и дополнительно была введена в Афганистан 5-ая мотострелковая дивизия. В 1984г. число советских войск в Афганистане достигло 135.000 – 150.000 человек. Кроме того, в азиатских республиках стояли еще 40.000 солдат, предназначенных для специальных операций в Афганистане или для обеспечения тыловых задач.
Командование 40-ой советской армии, оперировавшей в Афганистане, находилось долгое время вблизи авиабазы Баграм, в 50 км к северу от Кабула. В 1983г. командный пункт был переведен в окрестности Кабула, а в 1984г., из – за угрозы обстрела и нападения,— к советской границе и в Термез. Семь советских мотострелковых дивизий располагались вдоль важной кольцевой афганской дороги и на дороге к перевалу Кибер. 105-ая гвардейская воздушно–десантная дивизия находилась в районе Баграма – Кабула.
Одна из пяти воздушно – десантных бригад, входящих в эту дивизию, была размещена в Джелалабаде. Основные склады снабжения находились на советской территории, в Кушке и Термезе. В самом Афганистане базами снабжения являлись: военно–воздушная база Шинданд между Гератом и Фарахом, Баграм возле Кабула,
Конечно, о начале войны, а уж тем более обо всей войне в Афганистане невозможно рассказать в двух, трех словах. Ведь война это не только боевые действия, проход караванов или проведение спецопераций. Это тысячи, даже десятки тысяч погибших людей, и военных и гражданских. Тысячи поломанных судеб и жизней. И поговорка – на войне, как на войне, ни в коем случае не снивелирует все отрицательное отношение к этому самому негативному явлению в жизни человечества.
Но это наша история, история нашего Государства. И тут уже ничего не поменять. И забывать тоже нельзя – не имеем право. Ведь там, на чужбине мы потеряли своих не просто соотечественников, а друзей, братьев, товарищей по оружию…
Сегодня мне первым делом хотелось бы почтить память всех погибших в войне солдат и офицеров Советской Армии. Они выполнили свой долг до конца. Вечная им память.
Не надо ворчать, не смотри так сурово.
Да, выпил сегодня. И ты не права.
Обычно молчу. А сейчас рвется слово.
Где танки горели — кусты и трава.
Мне кажется, будто все было недавно,
Но зеркала круг говорит об ином.
Забыть не удастся о страшном, о главном,
Его не залить самым крепким вином.
Мне снятся живыми в Афгане ребята,
Что возрастом были, как наши сыны.
И медленный выдох предсмертный комбата.
Как вытравить, выжечь проклятые сны?
Зачем и кому доказать захотелось,
Затеяв со смертью большую игру,
Приказом из жизней людей сделать тело -
Большое солдатское тело для «груш»?
Ты слышишь, жена? Ты меня понимаешь
И плачешь, когда я, проснувшись, кричу.
Да что ж ты стоишь у окна, как немая?
Ни время не лечит, ни водка. Ничуть.