Участие Вооруженных Сил в событиях в Чечне нельзя рассматривать, как боевые действия вооруженных сил в классическом их понимании. Эта специальная операция была вызвана тем, как отмечал Президент Российской Федерации в своем послании, что «в одном из российских регионов — на территории Чеченской Республики в результате вооруженного мятежа был установлен настоящий диктаторский режим».
С объявлением суверенитета Чечни на ее территории прекратили действовать законы России, грубо попирались права граждан. Незаконные вооруженные формирования, созданные в республике, стали угрожать не только соседним субъектам Российской Федерации, но и целостности и стабильности всей России.
В Чеченской Республике стали широко использоваться методы угроз и шантажа федеральных органов и отдельных должностных лиц, захват заложников, угоны самолетов и др. С целью практического выполнения угроз и проведения шантажа в 1991 году и в последующие годы из мест лишения свободы были выпущены особо опасные рецидивисты. В Чечне нашли убежище уголовные элементы, совершившие преступления на территории России и других стран СНГ. Зверства боевиков в Грозном и в других населенных пунктах Чечни не знали предела. За нелояльность режиму боевики отрубали головы своим противникам и для устрашения выставляли их на площадях Грозного. В народе зарождалась кровная месть, что еще больше накаляло обстановку. Число беженцев из республики составило более 200 тыс. человек, т.е. до 20% населения.
Созданные вооруженные формирования, призванные поддерживать порядок в Чеченской Республике, на поверку оказались мощной армией, созданной для вооруженного противостояния России. В 1991 году дудаевскими формированиями было захвачено порядка 50 танков, 80 единиц бронетехники, 200 орудий и минометов, до 50 тысяч единиц стрелкового оружия, около 200 самолетов различных модификаций.
Огромный ущерб России, оцениваемый суммой в несколько десятков триллионов рублей, нанесло использование эмиссарами Дудаева фальшивых авизо. Фактически была разрушена экономика Чечни. Проводились акции нападения на железнодорожный транспорт. Только за 1993 год было зафиксировано около 300 нападений на поезда, разграблено 1200 вагонов, прямой ущерб от этого составил 11 миллиардов рублей.
Одновременно складывалась сложная обстановка на внешних границах Чечни
В сложившейся обстановке 29 ноября 1994 года Совет безопасности Российской Федерации рассмотрел вопрос «О восстановлении конституционной законности, правопорядка и мира в Чеченской Республике». В этот же день было опубликовано обращение Президента России в связи с событиями в Чечне. 30 ноября 1994 года в связи с продолжением вооруженного конфликта в Чеченской Республике, неподчинением требованиям о прекращении огня, сдаче оружия, роспуске вооруженных формирований, освобождении всех захваченных и насильственно удерживаемых граждан, гибелью гражданского населения и в соответствии со статьей 88 Конституции Российской Федерации был издан Указ Президента России № 2137с «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики».
C декабря 1994 года согласно Указу Президента Российской Федерации в Чеченскую Республику были введены подразделения войск Министерства внутренних дел и Министерства обороны России. Это явилось началом военной операции федеральных войск в Чеченской Республике.
Как в конечном итоге определить эту дату. Ну, на мой взгляд, сегодняшняя дата ну ни как не ассоциируется с праздничным днем, начало войны какой может быть праздник. Верней всего это, конечно же, памятная дата, дата в которую мы в первую очередь должны вспомнить не только факт начала военных действий, а в первую очередь ребят погибших на этой войне.
Сегодня, по прошествии уже 20 лет, мне нисколько не хочется определять необходимость ввода федеральных войск в Чечню, спорить о
Мы будем помнить о вас ребята всегда, пока бьются наши сердца.
У красных знамен нынче траурный вид,
Трехцветье повсюду играет.
У флага стоят коммерсант и бандит,
Рабочий на кухне рыдает.
А в черной чечне погибает солдат,
И кровь его красного цвета.
В живых не увидит батяня комбат,
Художника или поэта.
Наемная дрянь бьёт с плеча на повал,
За баксы, дойчмарки, спагетти.
И ротный коваль его в цинк заковал,
Он шифром уйдет на рассвете.
А где то по Пензой ждет старая мать,
Хоть строчки простой телеграммы.
Ведь только в России умеют так ждать,
Прекрасные русские мамы.
Груз двести получит, над гробом всплакнет,
Прожгут гробовину слезинки.
У добрых соседей деньжат подзаймет,
Но справит по сыну поминки.
И примет в объятья могильный овраг,
Разбитое тело солдата.
А могильный овраг нам не друг и не брат,
Страшнее он дантова ада.
Салют отгремит и поникнут цветы,
Березы от горя повянут.
Друзья боевые – Десант и менты,